Как безопасно зарядить электромобиль
Все больше электромобилей появляется на улицах российских городов. За одно десятилетие они из четырехколесной экзотики, заставляющей прохожих невольно повернуть голову, стали повседневностью. И больше никого не удивляют электрозарядные станции, которые раньше устанавливались только на улицах мегаполисов, а теперь пришли и в небольшие города России.
Но одно дело — наблюдать за зарядом электромобилей со стороны, а другое — пользоваться лично. Тем более, тенденция развития электротранспорта не оставляет сомнений: в недалеком будущем привыкать к взаимодействию с электрозарядной станцией придется большинству водителей. Как именно пользоваться конкретной моделью — проинформирует оператор, а вот правила безопасности при заряде электромобиля одинаковы для всех. Эти правила лучше узнать заранее, так как даже самые простые зарядные станции оперируют электрическим током очень высокой мощности. Обычному пользователю маловероятно столкнуться в быту с чем-то сопоставимым по потенциальным последствиям нарушения техники безопасности.
Сильно тревожиться не стоит: большую часть работы по обеспечению безопасности уже сделали инженеры-конструкторы электромобилей и зарядных станций еще на стадии проектирования. Все сертифицированные устройства должны иметь многоступенчатые системы, гарантирующие безопасность использования. Процесс заряда электромобиля — это не просто физическое подключение силовых контактов, это еще и процесс цифрового обмена информацией двух «умных» устройств, которыми являются и электромобиль, и станция.
Контроллеры заряда, встроенные в них, относятся очень «подозрительно» ко множеству параметров, отслеживаемых в реальном времени. Любая ошибка, которую заметит станция, приведет к тому, что зарядная сессия не начнется и на контакты коннектора не будет подано напряжение.
К сожалению, некоторые зарядные станции китайского производства демонстрируют явные признаки экономии на электронных компонентах. Когда целью производителя является достижение минимально возможной цены, на рынок поступают станции частично, а иногда и полностью, лишенные систем безопасности. Такие станции импортируются в основном по неофициальным каналам, но отмечены случаи, когда они попадали к пользователям из комплекта поставки новых китайских электромобилей.
Электрозарядные станции ведущих отечественных производителей, напротив, полностью соответствуют всем стандартам безопасности, а зачастую — и превосходят их благодаря фирменным ноу-хау. Например, все модели станций производства компании «Парус электро» имеют плату реле контроля изоляции, способную определять малейшие утечки электрического тока и, соответственно, оценивать качество соединения между автомобилем и зарядной станцией. Контроль осуществляется и со стороны электроники автомобиля — отклонение от нормы любого параметра, влияющего на безопасность, влечет за собой отказ от заряда. Например, электромобиль может распознать некачественно сделанное заземление зарядного устройства — этого будет достаточно, чтобы отменить зарядную сессию. Это типичная проблема при непрофессиональной установке домашней зарядной станции переменного тока.
Несмотря на всю продуманность электрооборудования, на безопасность иногда влияет человеческий фактор. Например, зарядные станции стараются установить таким образом, чтобы к ним было легко и удобно подъехать на автомобиле. Следствием этого является определенная вероятность ущерба от действий невнимательных водителей. Операторам станций известны случаи наезда как на зарядные коннекторы, так и непосредственно на корпуса станций. Человеческий фактор также проявляется в некорректном обращении с зарядной аппаратурой, чаще всего от недостаточной информированности. Процедура заряда электромобиля довольно простая операция, не сильно отличающаяся от заправки топливом автомобиля с ДВС по сложности. А на быстрых станциях — и по оперативности.
Последовательность действий пользователя для пополнения запаса хода укладывается всего в 4 этапа:
- Предварительный осмотр станции и коннектора
- Подключение коннектора к электромобилю
- Запуск зарядной сессии с помощью приложения или интерфейса станции
- Отключение коннектора после получения подтверждения о завершении сессии
Подробнее о каждом из них:
1. Предварительный осмотр зарядной станции и коннектора
Перед тем, как приступить к заряду электромобиля обратите внимание на внешний вид зарядной станции, в частности, имеются ли повреждения корпуса или коннектора, а также видимые трещины, разрывы или другие дефекты изоляции зарядного кабеля или соединителя. Любой замеченный недостаток в целостности станции и её отдельных элементов — это основание не только отказаться от заряда, но и вообще от любого контакта с ней. Единственное, что можно сделать в такой ситуации: сообщить оператору о повреждении и воспользоваться другой станцией.
Личные аксессуары для заряда, такие как кабель для подключения к розеткам медленных станций или переходник на другой стандарт — также должны быть в идеальном техническом состоянии, это не те предметы, экономия на которых оправдана. При повреждениях их необходимо заменять новыми.
Если электромобиль требует заряда в плохую погоду, например, в снег или дождь — перед тем, как воспользоваться уличной станцией необходимо убедиться, что контакты коннектора и зарядный порт автомобиля полностью сухие.

Использование коннекторов с повреждениями недопустимо!
Если вы собираетесь зарядить электромобиль на незнакомой для вас модели зарядной станции — посмотрите до начала процесса, где на ее корпусе размещена кнопка аварийного отключения. Обычно она имеет яркий красный цвет. Конструкторы всегда стараются расположить аварийную кнопку на самом видном месте, а иногда таких кнопок делают несколько с разных сторон корпуса. Лучше зафиксировать взглядом положение аварийной кнопки заранее, чем потерять даже лишнюю секунду в случае чрезвычайной ситуации, например, начавшегося задымления.

Аварийная кнопка отключения быстрой зарядной станции «Парус электро»
2. Подключение коннектора к автомобилю
Зарядный коннектор предназначен для передачи электрического тока высокой мощности, от десятков до сотен киловатт, в зависимости от стандарта разъема и модели станции. Несмотря на то, что контакты на нем располагаются утопленными в корпус для большей безопасности, лучше обращаться коннектором, как с источником повышенной опасности. Не трогайте контакты и не замыкайте их чем-либо, даже если думаете, что станция не работает в данный момент, аналогично тому, как даже незаряженное оружие нельзя направлять на людей. Не стоит бросать коннекторы на землю или в снег — тем более что фиксация в специальном держателе отнимает у водителя всего несколько секунд. Брошенные коннекторы регулярно попадают под колеса автомобилей и, повреждаясь, делают станцию не пригодной для использования.

Коннектор стандарта GB/T
3. Запуск зарядной сессии
В процессе заряда коннектор фиксируется в разъеме электромобиля специальным устройством. В зависимости от используемого стандарта это происходит либо со стороны станции, либо со стороны автомобиля. Это инженерное решение, позволяющее сделать заряд батареи электромобиля током высокой мощности максимально безопасным. Пока происходит заряд, шевелить, качать и пытаться извлечь коннектор не следует, тем более нельзя прилагать избыточные физические усилия — это может повредить как сам коннектор, так и разъем электромобиля и самое главное: это крайне небезопасно для пользователя.
Если коннектор зафиксировался, но заряда при этом не происходит — не надо сразу пытаться его извлечь, лучше обратиться к оператору станции по телефону или через чат в приложении. Скорее всего, дистанционный сброс зарядной сессии или перезагрузка программного обеспечения станции помогут обеспечить нормальный заряд электромобиля.
Зарядные станции компании «Парус электро» постоянно находятся под двойным мониторингом: помимо специальных служб операторов сетей, их состояние в реальном времени отслеживает сервисный отдел производителя. Данные о неудачных зарядных сессиях анализируются инженерами, что помогает операторам минимизировать процент таких событий.

Быстрая зарядная станция «Парус электро»
Если процесс заряда не начинается на нескольких зарядных станциях разных моделей и операторов — возможно, проблема находится на стороне электромобиля. Это может быть, как физическая неисправность, так и несовместимость программного обеспечения.
Но вне зависимости от срочности и важности поездки, лучше удержаться от попытки устранить неисправность самостоятельно. Желание снять защитные крышки под капотом и посмотреть «...может какой-то предохранитель вылетел...» может привести к поражению электрическим током, напряжение которого в современных электромобилях может достигать 800 и более вольт. Опыт самостоятельного ремонта классических автомобилей с ДВС не применим в данной ситуации. Безопасным выходом из положения с неисправным электромобилем может быть только обращение в специализированный сервис.
4. Завершение зарядной сессии
Если индикатор уровня заряда на приборной панели автомобиля достиг желаемого вами значения — это не повод сразу тянуть за рукоять коннектора, не забываем о фиксаторе. Только после завершения зарядной сессии коннектор можно извлекать. Убедиться в окончании сессии можно в приложении оператора станции или непосредственно на её дисплее. После возврата коннектора на предусмотренный для него держатель — можно продолжать движение.
При использовании быстрых зарядных станций не стоит оставлять подключенный электромобиль дольше, чем необходимого для его заряда. Это уже не вопрос безопасности, а скорее соблюдение правил хорошего тона среди водителей электротранспорта. В случаях крайней необходимости отлучиться во время зарядной сессии — желательно оставлять хорошо видимый номер телефона. Отсутствие очередей у зарядной инфраструктуры благоприятно сказывается на общем комфорте пользования электротранспортом и позволяет электромобилям приблизиться по удобству пополнения запаса хода к автомобилям с ДВС.
Соблюдение этих простых правил безопасности при заряде электромобиля позволит поддерживать его исправность максимально длительный срок, сохранит работоспособность личной зарядной станции и постоянно используемых общественных. Но самым важным результатом является безопасность водителя электротранспорта, которая зависит не только от соблюдения ПДД, но и от аккуратного обращения с современной зарядной инфраструктурой.