Выбор зарядной станции для парковки.
Доля электромобилей и подключаемых гибридов на российском автомобильном рынке постоянно растет от года к году. К сожалению, Россия пока не относится к ведущим странам по количеству «зеленых» авто, многие страны продвинулись в степени электрификации своего автопарка значительно дальше. Например, по состоянию на 2025 на наших дорогах все еще меньше 1% автомобилей, способных передвигаться на электрической тяге, тогда как соседняя Норвегия по этому показателю уверенно взяла планку в 50% от общего автопарка и не собирается останавливаться.
Учитывая, что российский авторынок, хоть и с задержкой, воспроизводит все мировые тренды, количество электротранспорта на наших дорогах должно будет увеличиться как минимум на порядок, чтобы приблизиться к мировым лидерам. А это, соответственно, означает и бурное развитие сопутствующей инфраструктуры, в первую очередь зарядной.
В отличие от традиционных заправочных станций для автомобилей с ДВС, которым требуется удаленное от других зданий и строений пространство, ЭЗС гораздо менее требовательны к выбору места размещения. Они могут находиться буквально на каждой парковке, неважно, крытой или открытой, частной или общественной, рассчитанных на один автомобиль или на тысячи. Рано или поздно наступит такой момент времени, когда и в нашей стране не останется ни одной парковки без возможности зарядить электромобиль. И закономерный вопрос, который вскоре задаст себе каждый ответственный за их благоустройство, звучит так: какую же ЭЗС установить?
Несмотря на огромное разнообразие предложений различных моделей ЭЗС, выбор чаще всего сводится к предпочтению, к медленному или быстрому типудолжна относиться зарядная станция. Скорость заряда, если точнее — переменный или постоянный ток получает электромобиль от коннектора станции — самая важная характеристика ЭЗС, больше любых других влияющая на стоимость, габаритные размеры и требования к электрической сети. Но не всегда самое дорогое решение будет являться оптимальным в каждом конкретном случае. В зависимости от места расположения и типичных сценариев использования машино-мест оптимальный выбор зарядных станций будет иметь некоторые особенности для каждого типа парковок.
ЭЗС для собственного парковочного места у частного дома.
Чаще всего для пополнения запаса хода владельцы электромобилей в России используют домашнюю электросеть, по неофициальным данным таким образом постоянно заряжаются 6-7 электрических авто из 10. Зачастую в качестве источника энергии используется компактное зарядное устройство, котором штатно комплектуются многие электромобили. Но многие автовладельцы бывают не удовлетворены работой этой базовой зарядной системы и, с приобретением некоторого опыта эксплуатации, начинают задаваться вопросом выбора собственной электрозарядной станции.
Основная причина перехода на собственную ЭЗС заключается в том, что зарядное устройство, работающее от стандартной сетевой розетки, обладает очень невысокой скоростью заряда. 230 вольт переменного тока при однофазном подключении позволяют получить на входе зарядного порта электромобиля скромные 2,5~3,5 кВт. Такая мощность считалась приемлемой для заряда ранних моделей электромобилей с аккумуляторами небольшой емкости по современным представлениям. В настоящее время уже никого не удивляют тяговые батареи и на 100 кВт∙ч, причем постоянно презентуются новые проекты автомобилей с еще более емкими аккумуляторами на борту. Ночная зарядная сессия от обычной гаражной розетки, типичная для цикла с домашними подзарядками, может быть недостаточной для полного восстановления запаса хода современного мощного электромобиля с опустошенной батареей.
Существенно повысить скорость заряда на парковке у дома может зарядная станция переменного тока, подключаемая к трехфазному электропитанию. Да, это будет ЭЗС, относящаяся к классу медленных, но мощность, которую она может выдать на зарядный коннектор, может достигать уже вполне серьезные 22 кВт, что почти на порядок превышает уровень базовых зарядных устройств. Это значит, что за ночную зарядную сессию можно гарантированно восстановить до 100% уровень заряда от допустимого минимума тяговой батареи электромобиля, едва дотянувшего до дома с вынужденно отключенными аудиосистемой и климатической установкой .
Обладатели персональной компактной зарядной станции могут пользоваться электромобилем практически весь его срок службы, так ни разу ни воспользовавшись электроэнергией с общественных зарядных станций. Но устанавливают личные ЭЗС не только с целью экономии на платных зарядных сессиях, а для комфорта и уверенности, что каждый раз, отъезжая от дома, электромобиль будет полностью заряжен и после целого дня передвижений уже не будут возникать сомнения: заехать ли спонтанно на дачу сегодня, посетить ли любимое кафе в соседнем районе или поехать ли домой длинной дорогой, зато через красивый лес.
Компактная ЭЗС настенной установки СОТА с одним коннектором для заряда переменным током.
При выборе персональной ЭЗС всегда необходимо уточнять наличие систем безопасности в конкретных моделях, потому что некоторые производители из ЮВА добиваются низких цен на свои изделия путем максимального упрощения схемотехники. И первыми «жертвами» экономии, как правило, становятся все компоненты, отвечающие за безопасность. К счастью, разработчики и производители отечественных ЭЗС пока не замечены в использовании методов снижения себестоимости такой ценой.
Оптимальным выбором для частного дома является компактная настенная зарядная станция переменного тока.
ЭЗС для парковок многоквартирных домов и жилых комплексов.
Проектировщики новых жилых комплексов тщательно стараются насытить своей проект разнообразными инженерными системами, чтобы дистанцироваться от старого жилого фонда и подчеркнуть современность будущего ЖК. К сожалению, они часто упускают из виду, что в настоящее время жилой комплекс не может считаться современным, если на его территории отсутствует инфраструктура для электротранспорта. Умные лифты, продвинутые домофоны, центральное кондиционирование — на это часто делают акцент в промо-материалах нового проекта, но при этом наличие зарядной инфраструктуры на парковке ЖК часто ускользает из презентаций. В настоящее время информация о возможности заряжать личный транспорт, не покидая пределов ЖК, очень актуальна, учитывая, что определенная доля потенциального населения новых ЖК либо уже является владельцами «зеленых» авто, либо рассматривает возможность стать таковыми в самом ближайшем будущем.
Правильный выбор зарядных станций для ЖК требует определенного зонирования. Внутренний паркинг, предназначенный только для резидентов, используется преимущественно по суточным циклам с маятниковыми перемещениями «дом-работа-дом» с длительной ночной стоянкой. Наиболее эффективно при таком сценарии использования электромобиля проявляют себя медленные станции для заряда переменным током. Дополнительными преимуществами таких станций является их относительно невысокая стоимость, они не требуют много пространства для установки и не нуждаются в особо мощной электросетевой инфраструктуре. А, если, согласно последним архитектурным тенденциям, стоянка является подземной, то в таком случае и невозможна установка станций с номинальным током больше 32 А и выбор медленных станций происходит автоматически.
Для общественных пространств можно выбрать модификацию ЭЗС переменного тока с двумя коннекторами.
Помимо парковочных мест для жильцов, дома могут иметь и гостевую парковку, а также общедоступные места для посетителей коммерческой недвижимости, которая уже традиционно занимает всю площадь нижних этажей зданий. Для оборудования таких парковочных мест станции переменного тока уже не являются эффективным решением, из-за высокой оборачиваемости таких мест и, соответственно, невысокой средней продолжительности стоянки. Только быстрая станция постоянного тока сможет обеспечить полным зарядом автомобили гостей ЖК и заодно стать дополнительным якорем для привлечения посетителей в торгово-сервисные точки, расположенных на территории комплекса.
Еще совсем недавно очень проблематично было определить, какое же именно количество зарядных станций является оптимальным для закладывания в проект инфраструктуры ЖК. Но сейчас, благодаря нововведению Москомархитектуры, никаких сложных вычислений больше не требуется. Теперь градостроительные нормы Москвы предполагают оборудование зарядными станциями не менее 5% парковочных мест новых и реконструируемых ЖК в 2025м году, с 2026го года — 10% и 15% — с 2027го. Пока это первый прецедент введения федеральным субъектом регламента по обеспечению парковочных мест оборудованием для заряда персонального электротранспорта, но можно рассчитывать, что и остальные регионы подхватят это начинание в ближайшем будущем. В любом случае, теперь у архитекторов и проектировщиков есть ориентир, который можно принимать как отправную точку для планирования перспективной зарядной инфраструктуры многоквартирных домов и жилых комплексов.
Оптимальным выбором для парковок многоквартирных домов и жилых комплексов является группа зарядных станций переменного тока на парковке, предназначенной для жителей и быстрые зарядные станции для гостевой парковки и посетителей коммерческой части недвижимости.
ЭЗС для корпоративных парковок.
Для компаний, которые своей миссией декларируют в том числе и достижение целей ESG, установка ЭЗС на собственных парковках — это не просто дань моде, а буквальное следование собственным принципам. Организация корпоративной зарядной инфраструктуры может быть первым этапом замены служебных автомобилей на экологически чистый транспорт, что помогает достичь сразу нескольких целей устойчивого развития. Но и компании, не имеющие ESG стратегии, все чаще задумываются о выборе зарядной станции для оборудования парковки, чтобы воспользоваться преимуществами корпоративного электротранспорта по снижению операционных издержек.
Многие корпоративные парковки предназначены преимущественно для автомобилей сотрудников, и часто это закреплено пропускным режимом. Стандартная продолжительность рабочего дня в России — 8 часов. Это достаточное время для зарядной станции переменного тока, чтобы полностью зарядить практически любую модель современного электромобиля. Поэтому закрытые корпоративные парковки офисных зданий, бизнес-центров, производственных площадок и других организаций, где задействовано большое количество персонала, работающего по стандартному графику с фиксированным временем начала и окончания рабочего времени, оптимально оборудовать именно медленными ЭЗС. В условиях дефицита квалифицированных кадров современные парковочные места с возможностью беспрепятственно зарядить личный электромобиль могут стать дополнительным стимулом для выбора работодателя, который предоставляет такую возможность.
Появившийся совсем недавно прогрессивный формат эксплуатации электромобилей, когда они выступает в качестве такси или доставщика небольших грузов на «последней миле», неэффективен при длительных простоях, в том числе и целью заряда. Данная модель бизнеса коммерческих перевозок крайне чувствительна к коэффициенту использования каждой единицы транспорта, окупаемость которого напрямую зависит от среднесуточного пробега. Минимизировать простои электромобилей в таком случае могут только быстрые зарядные станции и, соответственно, именно этот тип должен быть преимущественно представлен на парковке или в гаражном комплексе любой организации, использующей электромобили коммерческого назначения.
Корпоративные парковки оптимально оборудовать медленными ЭЗС для электромобилей персонала и быстрыми для электротранспорта, предназначенного для коммерческой эксплуатации.
ЭЗС для парковок ритейла и сферы услуг.
Для крупных форматов бизнеса, таких как ТРЦ и моллы, с собственными парковочными площадями, всегда актуальна борьба за каждого посетителя, а значит они не могут оставить без внимания владельцев персонального электротранспорта, количество которых будет постоянно расти. ЭЗС рядом с торговым центром всегда привлекает дополнительных гостей на его коммерческие площади, так как даже при непродолжительном быстром заряде многие водители не будут ожидать требуемого уровня непосредственно рядом с авто. При шаговой доступности разнообразных форматов точек общепита и торговли они с высокой вероятностью пополнят ряды клиентов. Различные стимулирующие акции, например, бесплатный заряд в обмен на баллы лояльности или при разовых покупках выше определенной суммы — могут помочь сделать владельцев электромобилей постоянными посетителями.
Независимые оценки среднего времени посещения российских ТРЦ укладываются в диапазон от 2 до 3 часов, что не позволяет сделать однозначный выбор только лишь в пользу быстрых либо медленных ЭЗС. Одновременная доступность сразу всех способов заряда может привлечь и тех, кто заходит на 20 минут в кафе или магазин, и тех, кто проводит в ТРЦ почти целый день. Именно поэтому в качестве объекта притяжения для всех обладателей электромобилей может выступать зарядный хаб, который в зависимости от требуемого количества коннекторов может быть реализован как в виде моноблочного изделия, так и в виде комплекса ЭЗС различных типов. Моноблочные модели хабов — отличный стартовый вариант улучшения парковок малого и среднего размера, они предоставляют водителям максимальное количество зарядных коннекторов разных типов, занимая при этом минимально возможную площадь.
Моноблочный зарядный хаб с четырьмя коннекторами быстрого заряда постоянным током и розеткой для заряда переменным током.
Оптимальным выборов ЭЗС для парковок предприятий торговли и сферы является решения, обеспечивающие и быстрые, и медленные типа заряда, в качестве которого могут выступать зарядные хабы.
Правильный выбор зарядной станции для парковки, а зачем и удачного места размещения, помогает увеличить её востребованность. В долгосрочном периоде это положительно отражается на комфорте пользования электромобилями, а следовательно, повышает их популярность. Таким образом, от верного выбора ЭЗС для парковки зависят в том числе и такие важные для всех нас вещи, как чистота воздуха в городах и уровень шума от транспорта на улицах. Пусть вклад каждой новой станции невелик, но со временем накопленный эффект от электрификации транспорта обязательно вернет тишину и чистый воздух в российские города.