Технология AGM в АКБ для ИБП
Аккумуляторные батареи свинцово-кислотного типа в течение XX века стали самым распространенным способом компактного хранения возобновляемого запаса электрической энергии. Принцип действия таких батарей основан на химических реакциях между свинцом и его диоксидом с электролитом, состоящим из водного раствора серной кислоты. С массовым переходом от ручного пуска двигателя к электростартерам и использованию в фарах ламп накаливания свинцово-кислотная батарея заняла свое место практически на каждом из сотен миллионов произведенных автомобилей.
Но при всей своей популярности батареи классической конструкции далеко не идеальны: их необходимо периодически обслуживать, доливая дистиллированную воду в электролит, они плохо переносят глубокий разряд, а при перезаряде их ячейки могут повреждаться из-за давления выделяющихся газов. Кроме того, жидкий электролит легко разлить, а так как он представляет собой раствор кислоты — эксплуатация классической свинцово-кислотной батареи несет потенциальную опасность.
Исправить недостатки свинцово-кислотных батарей попытались американские инженеры примерно полвека назад и надо признать — многое из задуманного им удалось. Они не стали ничего менять в самом химическом процессе внутри батареи, зато усовершенствовали конструкцию ячейки. Туда, где раньше между электродами был залит жидкий электролит, они поместили стекловолоконный пористый сепаратор, а уже его пропитали электролитом.
Этот сепаратор дал название новой технологии: Adsorbed Glass Mat, хотя оно чаще употребляется в краткой форме — AGM. В современной AGM-батарее сепаратор заполняется электролитом не полностью, определенная часть резервируется для высвобождающихся в ходе химических реакций газов. Свободный объем пор сепаратора и клапан в крышке аккумулятора позволяют сделать батарею необслуживаемой.
Таким образом, каждая из ячеек аккумулятора AGM представляет собой герметичную капсулу, что практически исключает утечки кислотного электролита, и соответственно, нивелирует риск химических повреждений как непосредственно клемм батареи, так и ближайшего к ней оборудования. Заряд батареи повышенным напряжением приводит к диссоциации воды электролита и повышенному выделению газов, для которых объем свободных пор сепаратора может оказаться недостаточным. В таких случаях срабатывает предохранительный клапан и разрушения ячейки избыточным давлением не происходит. Такие особенности конструкции батарей типа AGM делают их нетребовательными к человеческому вмешательству в ходе эксплуатации.
Несмотря на свою неприхотливость, батареи AGM тоже имеют определенные эксплуатационные рекомендации. Их нельзя долго хранить в разряженном виде, а максимальная емкость у них достигаются при работе в определенном диапазоне температур.

Конструкция батареи AGM
Батареи, произведенные по технологии AGM, изначально получили основное распространение в сфере автомобильного транспорта. Особенно они стали востребованными уже в XXI веке, когда автомобили получили системы «старт-стоп», предъявляющие повышенные требования к аккумуляторам. Но и производители ИБП не остались в стороне: батареи AGM идеально подошли для обеспечения резервного питания благодаря многочисленным преимуществам:
- Батареи типа AGM не нуждаются в обслуживании на протяжении всего срока службы. Благодаря этому их можно очень плотно упаковать в батарейные кассеты и таким образом добиться очень высокой емкости на единицу площади.
- 99% газа, выделяемого при электролизе, удерживается в свободном от электролита пространстве сепараторов и рекомбинируется обратно в жидкость. Это позволяет безопасно использовать батареи, и соответственно ИБП, в обычных помещениях.
- Батареи возможно устанавливать практически в любом положении, кроме полного переворота на крышку. Это позволяет гибко подходить к размещению AGM батарей и оптимизировать занимаемое им пространство.
- Имеют более высокую скорость заряда по сравнению с обычными свинцово-кислотными батареями. Очень полезное свойство, так как ИБП должен обеспечивать быстрое восстановление запаса времени автономной работы при использовании с нестабильными электрическими сетями.
- Батареи, изготовленные по технологии AGM, обеспечивают более длительный срок службы, чем батареи классической конструкции с жидким электролитом. Способность выдерживать значительное число циклов «заряд-разряд» позволяет эксплуатировать аккумуляторные батареи «Парус электро» до 10-15 лет. Такие высокие показатели ресурса достижимы при соблюдении правил хранения и эксплуатации.
Аккумуляторные батареи для ИБП, произведенные по технологии AGM, представлены в модельном ряду «Парус электро» в широчайшем диапазоне емкостей и форматов. Они объединены в несколько серий, в зависимости от предназначения. Применимость батарей AGM «Парус электро» охватывает весь спектр ИБП — от самых простых моделей мощностью менее киловатта до мегаваттных представителей «тяжелого» класса. Причем наличие в модельном ряду батарей всех широко распространенных форм-факторов обеспечивает полную совместимость с ИБП других производителей, в том числе и самых популярных мировых брендов.

Компактная батарея AGM «Парус электро» серии HML со сроком службы 12 лет
Технология AGM используется и в самых компактных представителях линейки аккумуляторов — батареях емкостью 5, 7.2 и 9 Ач. Таким образом, воспользоваться преимуществами AGM могут и обладатели самых простых компактных ИБП, используемых дома или в офисе. При замене комплектного аккумулятора, исчерпавшего своей ресурс, выбор батареи AGM «Парус электро» позволяет получить АКБ с уровнем качества, полностью аналогичным профессиональным моделям, применяемых для защиты самого ответственного оборудования.