Первые шаги после покупки электромобиля
Что делать сразу после приобретения электромобиля, точнее, вашего первого электромобиля? Во-первых, конечно же, продемонстрировать друзьям и коллегам какое ускорение может быть на электротяге, а во-вторых, не забывать в их присутствии говорить «педаль тока» вместо «педаль газа». А если подходить к этому вопросу серьезно, то очевидно, что существуют отличия в эксплуатации автомобилей на электрической тяге от всех остальных. Лучше быть к ним готовым заранее, еще до того, как менеджер автосалона снимет огромный красный бант с капота вашего нового приобретения и нажмет кнопку открытия ворот.
Необходимый софт
Установите на смартфон приложения операторов зарядных станций. Какие скачивать? Все, которые доступны в Вашем регионе. Максимальное количество приложений — залог будущего комфортного использования общественной зарядной инфраструктуры. Даже если вы планируете исключительно ночные подзарядки от собственной розетки, рано или поздно может возникнуть потребность в заряде далеко от дома. Лучше зарегистрироваться в них заранее, сразу после скачивания, если требуется привязка карты — также лучше сделать это сразу, в комфортных условиях и пока доступен быстрый Интернет.
Поверьте, в зоне неустойчивой связи где-то далеко от города с последними процентами энергии и в смартфоне, и в авто это будет не так приятно. ЭЗС в настоящее время проникают в такие уголки нашей страны, где стабильный прием сотовой сети LTE не всегда гарантирован.
К скачиванию можно приступать прямо в автосалоне, пока вам оформляют документы на ваш новый электромобиль. Добропорядочный продавец скорее всего полностью зарядит батарею перед выдачей, но лучше быть готовым к любому варианту развития событий.
Аксессуары
Отлично, если вы первый владелец абсолютно нового электромобиля и заботливый автопроизводитель положил в первоначальную комплектацию сетевое зарядное устройство и удлинительный кабель с коннекторами для вашего зарядного порта. Достаточно ли этого будет для эксплуатации или придется докупить что-то еще? И как быть владельцем электромобилей со вторичного рынка, которым не досталось, к сожалению, никаких аксессуаров в комплекте, кроме «докатки»?
• Удлинительный кабель. Обязательный аксессуар, который всегда необходимо возить с собой, если вы собираетесь пользоваться медленными зарядками. Дело в том, что далеко не все общественные зарядные станции переменного тока имеют собственный коннектор на длинном проводе. Многие модели предоставляют пользователю только зарядную розетку определенного стандарта и для того, чтобы подключиться к ней — собственный кабель абсолютно необходим. Для владельцев электромобилей, произведенных не для европейского или российского рынка, с медленным портом Type 1, приобретение зарядного кабеля — отличный шанс получить доступ к гораздо более распространенным у нас зарядным розеткам стандарта Type 2 или GB/T АС, если выбрать модель, совмещенную с переходником.
При приобретении кабеля обращайте пристальное внимание на его технические характеристики, в частности — какая максимальная мощность тока считается для него допустимой производителем. Сравните со значениями мощности той станции, к которой планируется подключаться и потребляемой автомобилем при заряде. Для кабеля это значение должно быть не меньше, иначе возможен его перегрев и оплавление. Избыточно длинный кабель при заряде необходимо разматывать полностью. Красиво смотанная катушка, да еще и аккуратно помещенная в чехол, вызывает искушение освободить только немного кабеля с двух сторон, таким образом, чтобы только дотянулись коннекторы до порта и розетки, да так и оставить до конца зарядной сессии. Оставшиеся кольца кабеля при прохождении тока высокой мощности также могут перегреться и даже оплавиться из-за индуктивности.
• Компактное сетевое зарядное устройство. Полноценной зарядной станцией, то, что кладут в стартовый комплект электромобиля его производители, назвать сложно, скорее это умный переходник для заряда однофазным переменным током. Нужно ли приобретать такое устройство, если по какой-то причине его не оказалось в багажнике свежеприобретенного автомобиля? Зависит от потенциальной возможности им воспользоваться: для жителей частных домов и первых этажей — это отличная возможность пополнять запас хода в вечерние и ночные часы. А вот жителям многоэтажек, занимающих средние и высокие уровни, сетевое зарядное устройство мало чем может оказаться полезным. Есть, конечно, надежда на второй шанс — это подключение на месте работы, но таких возможностей зачастую еще меньше, чем в высотках, а когда они есть — может возникнуть бюрократический барьер: обычно административно-хозяйственные службы здания, скрепя сердце, еще готовы терпеть ваши кулеры или электрочайники, но подключение целого электромобиля могут и не разрешить.
Кстати, на заметку работодателям, желающим удержать ценных сотрудников, которые ДМС, кафетерий и даже игровую комнату уже воспринимают как обыденность — установка ЭЗС на корпоративной парковке сможет повлиять на уровень лояльности исключительно в положительную сторону. А еще возможность комфортного подключения личной Теслы может стать тем самым решающим аргументом для уникального специалиста, когда HR исчерпает остальные доводы в пользу вашей компании.
• Персональная электрозарядная станция переменного тока. Это буквально следующий уровень комфорта и скорости заряда электромобиля по сравнению с зарядным устройством, работающим от обычной розетки. Благодаря подключения сразу к трем фазам может выдать мощность до 22х киловатт на коннектор, в отличие от 3-7 кВт своего сетевого однофазного аналога. Размещается на стене дома, коттеджа, дачи, гаража, не занимает много места, больше никаких проводов на земле, путающихся под ногами, относительно простой монтаж, из требований лишь ввод электричества соответствующей мощности. Сокращает время заряда переменным током до нескольких часов, что позволяет более гибко использовать электромобиль и реже пользоваться платной зарядной инфраструктурой.

Зарядная станция «Сота» производства «Парус электро» с розеткой стандарта GB/T AC. Также доступны модификации, укомплектованные кабелями с коннекторами стандартов Type 1 и Type 2.
• Переходник для использования зарядного коннектора иного стандарта. Полезность данного аксессуара зависит от того, насколько широко распространен зарядный порт вашего электромобиля. «Парус электро», как один из ведущих производителей зарядных станций и хабов, размещает на своих изделиях все популярные типы коннекторов, а самые востребованные из них могут присутствовать на одной станции не в единственном экземпляре. Зачем же в таком случае приобретать адаптер?

Быстрая зарядная станция «Парус электро» с коннекторами постоянного тока стандартов CCS Combo 2, GB/T и CHAdeMO.
Часть электромобилей, и абсолютно новых в том числе, поступает на рынок РФ по неофициальным каналам, например, ввозится физическими лицами для частного использования. И автомобили, поступающие из некоторых стран, например, относящихся к американскому континенту, могут иметь зарядный порт такого стандарта, который никогда официально не поставлялся на рынок России и наша инфраструктура для таких авто просто не подготовлена.
Для владельцев автомобилей с редким стандартом подключения — приобретение адаптера является единственным способом пользоваться постоянно развивающейся общественной зарядной инфраструктурой, в особенности быстрыми станциями.
Даже если ЭЗС с соответствующим разъемом и обнаружатся, то скорее всего их будет немного и совсем не обязательно они будут близко и удобно расположены. Адаптер на популярный тип коннектора даст возможность выбора предпочтительного места пополнения запаса хода и избавит от регулярных дополнительных пробегов до нужной зарядной станции.
Бонусы электромобильности
Следите за акциями и льготными предложениями Автодора, владельцам электромобилей на отечественных трассах обычно доступны некоторые опции, которые водителям автомобилей с ДВС не полагаются. Например, если ваш электромобиль отечественного производства, то в настоящее время стоимость проезда по платным участкам федеральных трасс будет равна нулю. Достаточно лишь транспондера с положительным балансом и регистрации на сайте Автодора в разделе «Программы лояльности» — и вы можете передвигаться бесплатно там, где большинство остальных водителей платят за эту возможность.
Еще одним плюсом могут стать специальные условия на услуги парковки в вашем населенном пункте. К сожалению, единого федерального стандарта на условия парковки электромобилей не существует, это вопрос отдан на усмотрение местных властей. Уточняйте условия на официальных сайтах административных органов вашего федерального субъекта или конкретного населенного пункта.
Этикет
Небольшие дополнения к правилам хорошего тона для водителей электромобилей, которые расширяют уже сложившийся этикет автомобилистов. В отличии от автомобилей с ДВС, в которых водитель обычно присутствует в процессе заправки топливом, для пополнения заряда батареи не обязательно постоянно находится рядом после успешного старта зарядной сессии. Но это не значит, что подключенный автомобиль можно оставлять на любое произвольное время.
Особенно это касается быстрых зарядных станций, где продолжительность зарядной сессии относительно невелика. Старайтесь освободить зарядный коннектор и парковочное место рядом со станцией сразу после достижения желаемого уровня заряда, будь то 80 или 100%. Свободный доступ к зарядной инфраструктуре — один из важнейших элементов развития электротранспорта в целом, поэтому «Парус электро» участвует в организации зарядных хабов, где одновременно могут заряжаться десятки электромобилей одновременно. Но и для хабов данное проявление вежливости не менее актуально.
Не забывайте вернуть зарядный коннектор на станцию после окончания сессии, небрежно зафиксированные или просто брошенные коннекторы, могут выйти из строя из-за наезда на них невнимательными водителями и станция, возможно, самая предпочтительная для вас из-за удобного расположения, будет вынужденно закрыта оператором до восстановления. Соответственно, если вы берете коннектор, а он с явными механическими повреждениями — лучше отказаться от заряда и воспользоваться другой станцией.

Поврежденные коннекторы использовать опасно! и это категорически запрещено!
Помните о безопасности
Даже если вы лично устраняли мелкие и средние неисправности вашего предыдущего автомобиля с ДВС, а начали заниматься этим так давно, что у вас есть успешный опыт прочистки жиклера на дедушкиной «классике» — не пытайтесь самостоятельно разобраться с поломкой электромобиля, теперь ваш предыдущий опыт и стаж ремонтов не имеет никакого значения. Силовая электроника современных автомобилей с тяговыми батареями, во-первых, ни в малейшей степени не рассчитана на вмешательство непрофессионалов и шанс устранить неисправность самостоятельно в любом случае ничтожен, во-вторых, подвергает серьезной опасности поражения электрическим током любого, кто без специальной подготовки рискует открывать защитные крышки и сервисные лючки.
Напряжение в современном электромобиле может достигать 800 вольт, это не привычные нам по авто с ДВС и вполне безопасные 12 вольт (такое низкое напряжение используется также и в электромобилях, но лишь для части систем). Личная безопасность, конечно же, превыше всего, но, кроме этого, существует вероятность короткого замыкания при неосторожном вмешательстве, которое в свою очередь может стать причиной возгорания автомобиля.
В случае любых неполадок единственным правильным решением является обращение в специализированный автосервис, современный электромобиль не прощает неквалифицированного ремонта.
Также не следует применять избыточные усилия при обращении с зарядными коннекторами и кнопками разблокировки на них. Если фиксатор коннектора не разблокируется по какой-то причине — подождите немного, возможно команда от вашего приложения еще в процессе передачи на станцию, если же ожидание не принесло результата — свяжитесь с оператором, контакты которого можно найти в приложении или непосредственно на корпусе станции, и вам обязательно помогут. Для крайних случаев, например, неисправности самой станции, в конструкции практически всех моделей фиксаторов предусмотрен аварийный способ разблокировки, так что пытаться вырывать разъем не следует ни в каких обстоятельствах, как бы вы не торопились.
Электромобили можно заряжать под дождем или снегом, но коннектор и порт при этом обязаны быть сухими. Любая влага на них делает процедуру заряда небезопасной, как для водителя, так и для электроники автомобиля. Старайтесь не держать открытым лючок зарядного порта во время осадков, а если коннектор зарядной станции окажется влажным — выберите другую.
В целом, использование электромобиля как основного средства передвижения отличается от аналогичного опыта с классическими топливными автомобилями постоянным открытием все новых и новых плюсов. Если вы ознакомились с этой статьей, потому что действительно недавно стали владельцем электромобиля, то вскоре вы и сами в этом убедитесь. Не просто так доля электромобилей в общем автопарке почти во всех странах мира постоянно растёт, где-то быстрее, где-то медленнее, но общий вектор перехода на «зелёные» и тихие автомобили можно считать вполне оформившимся. Например, в России количество электромобилей с 2020 по 2025 годы увеличилось примерно в 7 с половиной раз, и, вероятно, эта тенденция сохраниться и в дальнейшем.
По всему миру и крупные корпорации, и мелкие стартапы постоянно работают над улучшением комфорта пользователей электротранспорта, совершенствуя как сами электромобили, так и зарядную инфраструктуру для них. Среди них и российская компания «Парус электро», которая внесла значительный вклад в развитие отечественного сегмента разработки и производства зарядных станций. А учитывая, что и отдельные ЗЭС и целые зарядные хабы производства «Парус электро» получили широчайшую распространенность от Калининграда до Владивостока, теперь практически любой водитель в нашей стране может пересесть на электромобиль и сразу же получить доступ к современной зарядной инфраструктуре.